Одна из традиций арт-пространства «ДК Громов» — проведение масштабной осенней выставки, представляющей художественные работы из частных коллекций. Каждый год с конца сентября до начала декабря в «ДК Громов» можно увидеть не только весьма широкий срез российского актуального искусства, но также оценить тот выбор, который делают те, кто поддерживает это искусство своими покупками. Кураторы выставок также не остаются пассивными в видении наиболее актуальных художественных тенденций и в выборе работ, наиболее ярко эти тенденции демонстрирующих. Громовские выставки всегда концептуальны как в выборе экспонатов, так и в определении приемов экспонирования.
Новый выставочный проект арт-пространства «ДК Громов» Offline/Online исследует влияние новых технологий на развитие искусства, коллекционирование искусства, а также на общение между искусством и зрителем. Среди представленных на выставке работ немало произведений медиаискусства, а многие живописные работы сопровождаются технологиями дополненной и виртуальной реальности. Вполне «традиционные» работы соседствуют на выставке с очками виртуальной реальности и порталами в реальность дополненную, а выставочные коридоры «ДК Громов» способны привести зрителя в виртуальное пространство частной коллекции.
Искусство — это опыт. Искусство — это знание. Проект Offline/Online демонстрирует, что физическое и виртуальное находятся в отношениях сотрудничества. Они не борются. Самое интенсивное восприятие произведения искусства происходит лишь в выставочном зале, когда стоишь перед произведением один на один (эмоциональное). В виртуальном пространстве работы ждут тебя, чтобы говорить с тобой, чтобы сообщить тебе свои истории, чтобы выстроить диалог. Два разных пространства, две разные игры, чтобы раскрыть зрителя. Первый — эмоциональный, второй — интеллектуальный.
Антонио Джеуза
Проект Offline/Online — экспериментальная попытка расширить возможности восприятия искусства, а сам процесс инсталлирования выставки становится вариативно богаче. В этом проекте выставка является хэппенингом, который требует активного участия зрителя. Цифровой гаджет или очки виртуальной реальности становятся как бы новым органом человека, позволяющим ему получить новые эмоции и сравнить свои впечатления, реальные и виртуальные. Тем самым поднимается вопрос, который в последние годы усиленно обсуждает массовое искусство — вопрос доверия цифровому образу. Зритель в состоянии сам решить, в какой степени виртуальное искусство вдохновляет его и приносит ему наслаждение. Человеческая культура следует по траектории все большего усложнения образа и усиления его имматериальности. Человек средневековья не воспринял бы живопись пуантилизма, а для импрессионистов стал бы ударом «интернациональный голубой Клейна», появись он в их время. Ясно, что виртуальное пространство тоже становится территорией современного образа, и зритель должен готовиться к этому.
Антонио Джеуза
Выставка Offline/Online по факту это три выставки, которые существуют в разных измерениях. Одно измерение — традиционно физическое. Второе — дополненной реальности, которую можно увидеть через экран телефона. Третье — виртуальная выставка. Каждая из этих, так сказать, выставок в выставке имеет свои особенности подготовки: нужно придумать, как будет выглядеть пространство на экране телефона, развеска работ в виртуальной комнате не дает возможности физического взаимодействия с искусством и пространством, ты ограничен в видении и не можешь сам трогать работы… Так или иначе, проект Offline/Online — это уникальный опыт и для кураторов. Думаю, это также уникальный опыт для коллекционеров, работы из коллекций которых будут представлены в рамках проекта. Ну и конечно уникальный опыт для зрителей, что посетят выставку «ДК Громов».
Марина Альвитр
«Если технологии это ответ, то какой был вопрос?» — рассуждал в 60-х выдающийся архитектор Седрик Прайс, пытаясь переосмыслить архитектуру и связи между человеком и пространством. Выставка Offline/Online одной из первых в России задаёт вопрос о роли AR/VR технологий в искусстве. Мы использовали весь спектр решений вывода информации в пространство и показа digital слоя для посетителей выставки, от специального приложения до уникальной съемки видео в 360 градусов и разработки первого в России виртуального музея. Дополненная и виртуальная реальности выступают, скорее, как новый медиатор между посетителем выставки и искусством, как современный инструмент, позволяющий «невозможное».
Иван Пузырев
На выставке представлены:
- Художники: AES+F, Анна Андражиевская, Анатолий Зверев, Франсиско Инфанте, Илья Кабаков, Комар и Меламид, Адам Листер, Владислав Мамышев-Монро, Ася Маракулина, Лидия Мастеркова, Таус Махачева, Александра Паперно, Денис Патракеев, Павел Пепперштейн, Павел Плетнев, Иван Плющ, Дмитрий Пригов, Виталий Пушницкий, Михаил Рогинский, Зинаида Серебрякова, Владимир Сорокин, Иван Тузов, Роберт Фальк, Егор Федоричев, Александр Черногривов, Crocodile Power и другие.
- Коллекционеры: Кристина и Владимир Березовские, Александр Бичурин, Николай Благодатов, Александра и Александр Большаковы, Елена и Сергей Ватрушины, Яков Кальменс, Николай Кононихин, Исаак Кушнир, Сергей Лимонов, Полина Малина, Игорь Маркин, Симон Мраз, Антонио Пикколи, Алексей Прийма, Валерия Роднянская, Сергей Сергеев, Игорь Суханов, Анна и Леонид Франц, Денис Химиляйне, Алексей Числов и другие.
Кураторский текст. Антонио Джеуза
Кураторский текст. Марина Альвитр
Иван Пузырев о технологической составляющей выставки Offline/Online