ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ «ДК ГРОМОВ». РАЗГОВОР ЧЕТВЕРТЫЙ
В современном западном обществе (включая российское) тема и образ смерти присутствуют принципиально иначе, чем в традиционных культурах (включая в это понятие также и традиционную культуру христианской Европы прошлых веков). Еще не так давно смерть была важнейшей частью повседневности (смерть, как часть жизни), неотъемлемой стороной окружающей человека Реальности. В сегодняшнем обществе смерть нередко подвергается умолчанию, редуцируется, выносится на периферию быта и периферию сознания, оказывается «скрытой с глаз» или же наличествует в виде выхолощенного и лишенного какой-либо подлинности «комикс-кадра». «Дуб – дерево. Олень – животное. Воробей – птица. Россия – наше отечество. Смерть неизбежна» из старого учебника русской грамматики давно сменилось на «Мама мыла раму. Маша ела кашу»… На смену открытых катафалков и похоронных процессий пришли неброские вывески бюро ритуальных услуги и соответствующие автобусы-невидимки… Продолжая касаться каждого, смерть становится чем-то, о чем не очень-то принято говорить в повседневности и о чем не очень-то хочется в повседневности думать. Memento mori превратилось в свою противоположность.
Дискуссия об особенностях и различиях в восприятии смерти носителями «традиционных культур» и современной западно-европейской (включая российскую) «постмодернистской культуры». Как представляет, проживает и переживает присутствие в жизни смерти наше сегодняшнее общество? Как влияет сегодня смерть на нашу жизнь (внутреннюю, бытовую, общественную)? Как строиться дискурс о смерти в сегодняшней нашей культуре (в живописи, литературе, музыке, кино…)?
СМОТРИМ: Выставочный проект «Перевал». Часть первая: «Вспоминая смерть». Кураторы: Андрей Кузьмин, Вероника Никифорова.
В ДИСКУССИИ ПРИНИМАЮТ УЧАСТИЕ:
Аствацатуров Андрей
филолог, писатель, публицист, кандидат филологических наук,
доцент кафедры Истории зарубежных литератур СПбГУ,
и.о. заведующего кафедрой междисциплинарных исследований в области языков и литературы Факультета свободных искусств и наук СПбГУ, автор романов «Люди в голом», «Скунскамера», «Осень в карманах», «Не кормите и не трогайте пеликанов»
Ипполитов Аркадий
искусствовед, куратор, писатель старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры, преподаватель истории искусств в Европейском университете (Санкт-Петербург), лауреат литературной премии Андрея Белого за книгу «Особенно Ломбардия. Образы Италии XXI» и премии The Art Newspaper за книгу «Просто Рим. Образы Италии XXI», куратор выставок «Roma Aeterna» и «Русский путь. От Дионисия до Малевича» (первого в истории Ватикана совместного проекта
с Россией)
Кустов Владимир
художник, фотограф, со-основатель петербургского Некрореализма (совместно с Евгением Юфитом), петербургского Музея сновидений Фрейда (совместно с Виктором Мазиным), Центра танатологии при Музее судебной медицины Санкт-Петербургской Государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова (совместно с профессором Евгением Мишиным)
Сергей Мохов
социолог, антрополог, автор
книги«Рождение и смерть похоронной индустрии: от средневековых погостов до
цифрового бессмертия», издатель журнала «Археология русской смерти»
Валерий Савчук
философ, куратор, художник, доктор философских наук, профессор кафедры онтологии и теории познания философского факультета СПбГУ, член Международного союза историков искусств и художественных критиков (АИС), член Союза художников товарищества «Свободная культура» («Пушкинская-10»)
Степанов Александр
священник Русской Православной Церкви, протоиерей, настоятель
домовой церкви великомученицы Анастасии Узорешительницы в Санкт-Петербурге,
главный редактор радиостанции Санкт-Петербургской епархии «Град Петров», кандидат
физико-математических наук