Экспозиция Метапауза

6 марта – 8 апреля 2021

Работы из коллекции арт-пространства «ДК Громов»

Андрей Крисанов. Атланты. 1992
Из коллекции ДК Громов

Метапауза — экспозиция коллекции арт-пространства «ДК Громов». На экспозиции представлено более 400 работ, созданных в разное время, разной тематики, географии и художественной значимости. Здесь можно увидеть работы  совсем молодых российских художников (Карины Драчевой, Евгении Другаковой, Анны Сяровой, Лады Учаевой), хорошо известных представителей петербургской и московской арт-сцены (Ивана Говоркова, Владимира Логутова, Ивана Плюща, Виталия Пушницкого, Керима Рагимова), а также работы знаковых мастеров 20 века (Александра Арефьева, Анатолия Зверева, Ильи Кабакова, Тимура Новикова, Владимира Стерлигова). Всего представлено более 150 авторов.

Многогранность выставки позволила разбить ее на несколько частей и раскрыть внутри экспозиции различные темы.

Открывает выставку ряд известных художников — исторических имен и современных авторов. Здесь можно увидеть ткань Тимура Новикова,  небольшую работу Владимира Немухина и раннюю работу Керима Рагимова, представленную зрителю впервые. Также в экспозиции представлены работы в разных техниках Сергея Бугаева-Африки, Григория Майофиса, Лизы Бобковой, графика Евгения Михнова-Войтенко, Дмитрия Краснопевцева, Анатолия Зверева, Александра Арефьева и Ильи Кабакова. 

Одна из самых объемных частей выставки — коллекция, собранная в фейсбук-группе «Шар и Крест» и других сходных группах. До этого она была показана в Москве в Музее ДПНИ в рамках выставки «#шар_и_крест_выбор_коллекционера». Часть, которая относится к коллекции «ДК Громов», имеет название «Колесо безумия, или ШиК чумных наваждений». Здесь с помощью инсталляционных приемов кураторы попытались показать «быстрое искусство»: оно быстро создается художником, быстро покупается, а художник начинает делать новые работы. Атмосферу борьбы за приобретение искусства передает также видео: работа на несколько секунд появляется на экране, звучит голос «Мне, пожалуйста», раздается звук сканера как метафора покупки, на экране появляется новое произведение.

Еще одна часть экспозиции — уголок наших страхов и переживаний. Здесь собрано искусство, связанное с тем, что происходит вокруг нас или, наоборот, случилось до. Уголок — рефлексия современного времени и истории, где человек оказывается в ряде отдельных обстоятельств, ситуаций, окружающей среды, известной нам с детства и эстетизированной художниками. 

На верхнем этаже мы показываем блок «Новых диких», авангард Санкт-Петербурга 90-х годов. Ранее они были показаны в Центре Курехина в Санкт-Петербурге и в Арт-галерее Ельцин-центра в Екатеринбурге в рамках выставки «Художники на танцполе. Ленинградский авангард 90-х». Эта часть коллекции представлена большими холстами Марата Муракаева, Инала Савченкова, Андрея Крисанова, Сергея Енькова, Григория Стрельникова. Рядом с ними можно увидеть работы Олега Маслова, Ольги Тобрелутс, работы на ткани Тимура Новикова. 

На выставке мы также отдельно показываем художников «Экспериментальной литографской мастерской Ленинградского союза художников». Она была создана в 1933 году, чтобы представить художникам-графикам рабочее пространство для ведения творческих изысканий. По идее этой мастерской могли пользоваться любые художники, желающие исследовать графические техники. Затем мастерская использовалась для создания плакатов и афиш. В этом блоке мы показываем работы Веры Матюх, Александры Якобсон, Анны Костровой, Давида Боровского и других.

Отдельно показана часть женского искусства, внутри которой мы приготовили стол своеобразных «яств». Здесь можно увидеть работы Айдан Салаховой, Ирины Дрозд, Ольги Кройтор, Дуни Захаровой, Марины Колдобской, Аси Маракулиной, Лизы Бобковой и других. Мы собрали художниц, говорящих о теме женственности, женского тела и женского восприятия, где реальность всегда граничит с мистикой.

Женскому столу с яствами противопоставлен такой же мужской стол с антипосудой Вовы Лило и деревянными блюдами Александра Шишкина-Хокусая, гранатом Дмитрия Цветкова.

На выставке также представлена художественная традиция Арона Зинштейна, Анатолия Заславского и Хачатура Белого, которая вместе показывает петербургское направление в живописи. 

Текст: Марина Альвитр